8 (7182) 78-22-54 | 39-32-02
8 705 407 22 11
kz782254@yandex.kz

15 Важно бизнесмену, важно для бизнеса: кредитование и бухгалтерский учет.

15 Важно бизнесмену, важно для бизнеса: кредитование и бухгалтерский учет.

Важно бизнесмену, важно для бизнеса: кредитование и бухгалтерский учет.

Часть 1. Откуда берется финансовая отчетность и что это такое.

Многие владельцы бизнеса (ТОО или ИП) в самом начале или после нескольких лет в бизнесе нуждаются в денежных средствах. С оборота такую сумму вытаскивать не выгодно, если вытащить, то будут проблемы с платёжеспособностью. А вот кредит по госпрограмме в ДАМУ или по Гранту или на худой конец, в частном банке на бизнес идею, которая, по мнению бизнесмена, должна принести прибыль, как раз бы не помешал.
 
Может быть идея заключается в выходе на новые сегменты рынка, в новом направление в бизнесе, для которого необходимо дорогостоящее оборудование. И у бизнесмена как бы все продуманно и дело должно быть прибыльным, но что бы получить деньги в банке недостаточно интуиции и расчетов в блокноте. Нужна финансовая отчетность.
 
В любом банке, ДАМУ и у других кредиторов есть программы кредитования малого и среднего бизнеса, но каждая такая программа имеет очень схожий список документов, после предоставления которых возможно рассмотрение заявки. А общее в этих списках — это финансовая отчетность.
 
Бизнесмен начинает собирать документы по списку и тут сталкивается с одной из проблем:

  1. Он или его бухгалтер не может составить финансовую отчетность за требуемый срок
  2. Составленная финансовая отчетность является неприемлемой для банка
  3. Или вообще все настолько плохо, что ни один бухгалтер не берется за составление финансовой отчетности для бизнесмена.

 

  Это происходит по ряду причин:  
 
Первая причина — это когда нет бухгалтера, а сам бизнесмен не знает принципов составления финансовой отчетности.
 
Вторая – это когда есть бухгалтер, но качество ведения бухгалтерского и налогового учета оставляет желать лучшего и без восстановления учета здесь уже не обойтись. А если финансовая отчетность каким-то образом «рисуется» бухгалтером, то, скорее всего, кредитные менеджеры ее забракуют.
 
И третья причина — это убыточность самого предприятия в прошлых периодах или полное отсутствие бухгалтерских документов.

 
Качество ведения учета зависит от многих факторов:
 
☑   наличия или отсутствия бухгалтера,
☑   от профессионализма бухгалтера,
☑   от регулярности повышения квалификации бухгалтером,
☑   от текучести бухгалтеров,
☑   от качества и своевременности заполнения документами бухгалтерской программы 1С,
☑   от регулярности проведения сверок дебиторской и кредиторской задолженности и инвентаризаций,
☑   от режима налогообложения,
☑   от отношения самого бизнесмена к бухгалтерскому учету
☑   и педантичности в сборе документов на свои покупки, сделанные для фирмы и за деньги фирмы.
 

Неполный сбор бухгалтерских документов, несвоевременная разноска их в бухгалтерскую программу бухгалтером или самим предпринимателем, отсутствие сверок приводит к существенному искажению финансового состояния фирмы, к неполному отражению доходов и расходов фирмы, к нестыковке между собой отчета о движении денег, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
 
В результате, такая отчетность не может быть принята менеджером банка; она искажена и не стыкуется между собой.

 
Прежде чем финансовая отчетность будет отображать реальную ситуацию на фирме, профессиональному бухгалтеру придется изрядно постараться. И чем запущенней ситуация с документами, с разноской документов в бухгалтерскую программу, с налоговой отчётностью, тем больше времени и денег понадобиться для восстановления бухгалтерского и налогового учета и составления реальной финансовой отчетности для банка.
 
Сравните запущенную бухгалтерию со смыслом знаменитого выражения: «Предупредить болезнь проще, чем лечить». С запущенной бухгалтерией дела обстоят точно также, как с запущенной болезнью. Готовность вашей бухгалтерии выдать в короткие сроки финансовую отчетность для банка требует человеческих усилий, времени и денежных затрат.
 
Что входит в состав финансовой отчетности и для чего необходим каждый из отчетов для банка?
 
Если ваша бухгалтерская учетная политика на предприятии основана на международных стандартах финансовой отчетности (это нужно спросить у вашего бухгалтера, если он есть), то в состав финансовой отчетности входят следующие отчеты:
 

  1. Бухгалтерский баланс;
  2. Отчет о движении денег (прямой метод);
  3. Отчет о прибылях и убытках;
  4. Отчет об изменениях в собственном капитале.

 
Теперь разберемся для чего необходим и что показывает каждый отчет.
 
1) Бухгалтерский баланс содержит стоимостную информацию о имеющихся на предприятии активах, обязательствах и собственном капитале по состоянию на две даты, как правило, это на начало года и на конец года.
 
Активы в балансе, если говорить кратко, это остатки денег, товаров, дебиторской задолженности, основных средств, числящихся на предприятии на начало и на конец года (или любого другого периода, например, квартала).
 
Обязательства в балансе это краткосрочная и долгосрочная кредиторская: задолженность перед поставщиками, перед работниками в виде заработной платы, перед налоговой в виде различных налогов, в виде кредита перед банком и другие обязательства.
 
Собственный капитал он же уставный капитал — та сумма денег, с которой владелец начинал свой бизнес и нераспределенный капитал – сумма денег, которая осталась после уплаты всех налогов и покрытия всех расходов. Сумма, которую собственник бизнеса, при наличии денег, может забрать в качестве дивидендов (эта сумма стыкуется с отчетом о прибылях и убытках).
 
2) Отчет о движении денег (прямой метод) – показывает обобщенную информацию о движении денежных потоков фирмы от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности за рассматриваемый период, например, год.
 
 
Ниже представлена классификация денежных потоков по видам деятельности:
 

Вид деятельности Притоки Оттоки
Операционная 1. поступления от продажи товаров и предоставления услуг;
2. поступления рентных платежей за предоставление прав, вознаграждений, комиссионных;
3. поступления и выплаты страховых компаний по страховым премиям, искам.
1. выплаты поставщикам товаров и услуг;
2. выплаты заработной платы работникам;
3. выплаты налога на прибыль, кроме налогов, относящихся к финансовой или инвестиционной деятельности.
Инвестиционная 1.поступления от продажи основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов;
2. поступления от продажи акций других компаний, а также долей в совместных компаниях;
3. поступления в погашение займов, предоставленных другим сторонам.
1. выплаты для приобретения основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов;
2. выплаты по приобретению акций или долговых инструментов других компаний, а также долей в совместных компаниях;
3. кредитование других сторон.
Финансовая 1. поступления от эмиссии акций или выпуска других долевых инструментов;
2. поступления от эмиссии облигаций, векселей, закладных, займов, а также от прочих финансовых инструментов.
1. выплаты собственникам при выкупе или погашении акций компании;
2. выплаты в погашение займов;
3. выплаты арендатором в погашение обязательства по финансовой аренде.

 
3) Отчет о прибылях и убытках – этот отчет показывает сколько получило доходов и понесло расходов предприятие за отчетный период (год, квартал, месяц) каков размер валовой, операционной, чистой прибыли предприятия.
 
Отчет об изменениях в собственном капитале – это отчет, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок.
 

Получив все три или четыре формы финансовой отчетности, кредитный менеджер начинает просчитывать на основании данных из бухгалтерского баланса, отчета о движении денег, отчета о прибылях и убытках финансовые коэффициенты, которые как раз и характеризуют ваш бизнес (с учетом рентабельности бизнес идеи) как способный или не способный выплачивать проценты по кредиту и вообще вернуть весь долг с минимальными проблемами для банка.

 
(материалы: википедия, собственный опыт и http://finzz.ru)
 

  Перепечатка
 

Лебедь Алексей Алексеевич <Алексей Лебедь
Внутренний аудитор и ревизор
Профессиональный бухгалтер РК
Налоговый консультант 1-й категории
| ИП «KazInvoice Расчётно-бухгалтерская служба»
Телефон: +7 (71 82) 39-32-02
Сотовый / WhatsApp: 8 705 407 22 11
Электронная почта: kz782254@yandex.kz
Скайп: aleksey_kaznano
Адрес: Республика Казахстан, 140000, г. Павлодар, ул. Желтоксан (бывшая ул. Володарского) 7, кв. 4